ПАМЯТИ ЮРИЯ ИВАНОВИЧА СЕМЁНОВА
26 апреля 2023 года, в возрасте 93 лет, скончался Юрий Иванович Семенов – марксист, специалист по теории познания, философии, общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества, создатель оригинальной глобально-формационной (эстафетно-стадиальной) концепции мировой истории; доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры философии Московского физико-технического института (МФТИ) и кафедры социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Юрий Иванович Семёнов известен как философ, всю свою жизнь последовательно придерживавшийся диалектического материализма. В одном из его основных философских трудов, семитомном "Введении в науку философию" он значительно расширил понимание идеального, в частности, предложил оригинальные и полноценные решения вопроса идеального у животных и психофизиологической проблемы. Также Юрий Иванович глубоко разработал вопрос о природе понятий и проблему общего и отдельного. Семёнов обратил особое внимание на вопрос о том, каким именно образом общее существует в материальном мире – оно существует только в отдельном и через отдельное (его словами – «в ином и через иное»). Философ неоднократно подчеркивал, что такое общее существует объективно, то есть вне и независимо от сознания человека. Таким образом Семёнов показывает, что материальное нельзя отождествлять с вещественным. Именно поэтому Юрий Иванович назвал такое общее объективно-реальным, или просто объектальным. Эта концепция показывает, как решаются ранее не имевшие четких философских решений вопросы о природе бытия пространства-времени, информации, и многие другие. На основании концепции объектального, Семёнов разработал классификацию понятий, введя ряд новых терминов для отражения явлений мышления, ранее не попадавших в поле зрения научного сообщества. Юрий Иванович продолжал разработку логики разумного мышления, то есть мышления как объективного процесса, не зависящего от сознания и воли отдельных людей. Семёнов показал, что ведущую роль в познании человека играет разумное, диалектическое мышление, а рассудочное лишь помогает ему избегать ошибок, уводящих от истины.
Юрий Иванович известен не только как философ, но и как историк первобытного общества. Семёнов отстаивал позицию, что становление человека (антропогенез) нельзя понять, не рассмотрев становление общества (социогенез), что антропогенез и социогенез представляют собой не два самостоятельных, хотя и тесно связанных процесса, а две стороны одного единого процесса — антропосоциогенеза. Юрий Иванович также занимался вопросом возникновения семьи и брака, выделяя несколько стадий его развития. Интересным фактом является то, что от концепции матриархата учёный отказался еще в 1959 году. Одной из самых известных и спорных разработок Юрия Ивановича в исторической философии является вопрос об азиатском (в терминологии Семёнова — «политарном») способе производства. Суть этого способа производства, по мнению ученого, состоит в общеклассовой частной собственности, как на средства производства, так и на личности. Члены господствующего класса — политаристы — якобы владели средствами производства и производителями материальных благ только сообща. Поэтому они, вместе взятые, с неизбежностью входили в особую иерархически организованную систему распределения прибавочного продукта. Глава этой системы, а тем самым и государственного аппарата, был верховным распорядителем общеклассовой частной собственности и, соответственно, прибавочного продукта. Согласно Семёнову, политарха от других правителей отличает фактическое право на жизнь и смерть подданных, причём всех без исключения — как эксплуатируемых, так и эксплуататоров. По мнению Юрия Ивановича, строй Советского Союза был «неополитарным». Такая характеристика СССР справедливо вызывает большую часть споров вокруг концепции «политарного способа производства», однако подчеркнём, что она происходит из куда более давнего спора об азиатском способе производства, а следовательно её опровержение или доказательство должно вестись в первую очередь на уровне изучения базиса рабовладения и феодализма, а не на уровне споров о репрессиях в СССР.
Юрий Иванович Семёнов занимался и вопросами научного познания. Он последовательно проследил природу фактов, переход от отдельных фактов к гипотезам и теориям, роль идеи и фантазии в науке и выяснил, какова роль интуиции в теоретическом познании, как она выражается в холической и эссенциальной теориях, каково их различие, где и почему они используются.
С полной уверенностью можно сказать, что Юрий Иванович Семёнов был настоящим теоретиком диалектического материализма, и его по праву можно считать великим философом, благодаря своим заслугам вставшим в один ряд с Гегелем, Марксом, Лениным, Ильенковым и другими достойными учёными. Его работа на посту философа была не пустым теоретизированием – Семёнов занимал свое место на философском фронте классовой борьбы, и был нашим крепчайшим щитом против современных антимарксистских, античеловеческих, философских систем и против врагов познания, в какие бы цвета они не красились.
Мы, участники кружков Вектора, изучаем основы философии в том числе и по трудам Юрия Ивановича Семёнова. И хотя не со всеми его тезисами мы соглашаемся, а с некоторыми и активно спорим, однако такую ясность мысли, такую последовательность и проницательность можно найти у очень немногих мыслителей. Главное, что хотел донести до нас Юрий Иванович – что познание всегда должно быть живым, оно не должно закостеневать и не должно быть во власти идеологии. Нельзя боятся задавать вопросы, нельзя бояться отстаивать взгляд, который ты считаешь истинным. Стоит помнить, что ошибка – это часто абсолютизация здравого момента, который нужно уметь из нее извлекать, ведь как известно, кто закрывает дверь заблуждениям, тот закрывает дверь и перед истиной.
Спасибо за Ваши труды, Юрий Иванович! Вечная Вам память!